на главную страницу Портала ВСЕОБУЧ
   
Добавить в избранное

Написать нам

Реклама на сайте
детские
сады
школы колледжи вузы курсы частные
объявления
на главную страницу Портала ВСЕОБУЧ

Поиск:

  • ВСЕОБУЧ Top50
  • Детские сады
  • Школы
  • Колледжи
  • Вузы
  • Курсы
  • Частное
  • Метропоиск
  • Геральдика
  • Пресса:

  • Статьи об образовании
  • Архив новостей
  • Общение:

  • Всем про всех
  • Улыбнитесь
  • Форум
  •  

  • Реклама на сайте
  • Регистрация на сайте:

    имя/логин:

    пароль:


    зарегистрироваться

    Статьи и заметки об образовании, школах, ВУЗах

    Главная -> Статьи об образовании -> Развитие педагогического образования в России: начальный этап
    НазадВнизВпередНа домашнюю  

    27 Февраля 2012 10:14

    Развитие педагогического образования в России: начальный этап


    В нашей стране грядет модернизация системы высшей школы и перестройка системы педагогического образования, что стимулирует не столько копировать зарубежные образцы, сколько строить методологию процесса преобразований на твердых основах богатейшего многовекового российского опыта.

    Острый дефицит опытных «дидаскалов»- учителей - основная причина медленного развития системы образования в допетровский период, ибо в России отсутствовала система подготовки педагогов. [1, с.118]. Первую в России педагогическую семинарию при Московском университете основал в 1779 г. просветитель И.Г. Шварц. Единственное учебное заведение в России готовило уже не «дидаскалов», а учителей, выпускникам присваивали звание бакалавра. Срок обучения в семинарии составлял три года. Поставив целью подготовку «надежных отечественных учителей», ученый под «надежностью» понимал профессиональное образование и патриотический характер педагогической деятельности, что следует признать самыми существенными факторами развития системы образования и в современных условиях. В семинарии содержались и обучались несколько малоимущих слушателей «всякого рода и звания», конструктивная научная деятельность профессора Шварца сочеталась с просветительской активностью его соратника издателя Н.И. Новикова. И. Г.  Шварц и его коллеги и ученики разработали и издали новые русские учебники; организовали в 1782 г. Дружеское ученое общество стремилось «… воспитывать на свой счет учителей из русских» [1, с.16]. Вскоре после смерти И. Г.  Шварца власти запретили подготовку педагогов, первая семинария просуществовала всего пять лет, однако, оставила след в истории педагогической школы.

    В 1782 году из Главного народного училища Санкт-Петербурга выделилась учительская семинария, готовившая учителей для главных и малых народных училищ. Здесь преподавали не только общеобразовательные предметы, но обучали будущих педагогов «способам учения», т.е. методике. В «Уставе народных училищ» 1786 г. впервые сформулированы государственные требования к учителю. Учитель — не только преподаватель, но главным образом воспитатель, а поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием… и снисходительностью к детям. Должность учительская обязывает наипаче стараться быть искусным в том, чему детей обучать…»  [2]. Однако дефицит в России учителей сохранялся, их подготовкой явно никто не занимался, и эта ситуация не менялась на протяжении длительного времени.  «На молодой ниве русского народного образования не было сеятеля для русской реорганизованной школы, возникающей на развалинах дореформенного «учебища», не было сколько-нибудь подготовленного народного учителя». [3]

    В начале ХIХ в. были открыты педагогические институты при университетах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Киевском (1834). «Казеннокоштные» студенты за свое образование отрабатывали положенный срок учителями в гимназиях данного учебного округа. Традиционно случайный подбор будущих учителей отражал изначальный дефицит у государства средств на достойную отплату труда учителя. Учительская гимназия в Петербурге в 1804 г. переименована в педагогический институт, в 1819 г. преобразована в университет, при котором в 1828 г. возник Главный педагогический институт, призванный готовить, «надежных преподавателей для университетов и гимназий», по аналогии с педагогической семинарией И. Шварца. В этом закрытом учебном заведении готовили педагогов из неимущих студентов «на казенный кошт», срок обучения - 6-лет. Сначала учились на предварительном факультете – 2 года; затем – на факультете высших наук, с отделениями: наук философских и юридических, физических и математических, исторических и словесных – 3 года; и курс педагогики – 1 год. Не имея возможности подготовить в достаточном количестве «образцовых педагогов», институт оказался бессилен победить «одичалую разнузданность дворянских недорослей, наполнявших губернские гимназии» (3, с. 720).

      Всего с 1829 по 1858 гг. институт выпустил: 43 преподавателя высшей школы, 377 учителей средней школы и 261 учителя начальной школы (4). Выпускники получали звание «преподавателя гимназий» и должны были прослужить в гимназиях не менее 8 лет. Главный педагогический институт закончили: Д.И. Менделеев, Н.А. Добролюбов, Н.А. Вышнеградский, К.И. Арсеньев, В.Т. Благовещенский, Д.И. Миллер, Н.А. Серно-Соловьевич. Выдержав четыре года в гнетущей атмосфере Главного педагогического института, казеннокоштный студент Н. А. Добролюбов так и не получил золотой медали из-за предвзятого к нему отношения директора. Идейная борьба с педагогическим бюрократизмом отразилась в печати: в журнале «Современник» № 8 за 1856 г. Н. А. Добролюбов опубликовал ироничный разбор одного из отчетов этого института. Если «стремление к однообразию характеризует государственную школьную политику вообще», отметим основную методологическую погрешность правительственного подхода: «однообразие есть начало формальное и внешнее, а потому и недостаточное» [5, с.254].

    Сторонником расширения сети педагогических учебных заведений был педагог «учитель русских учителей» К.Д. Ушинский, который в 1861 г. опубликовал статью «Проект учительской семинарии» в журнале Министерства народного просвещения, утверждая: «Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах средних учебных заведений, в уездных и приходских училищах, в младших классах гимназий.» [6 .]

    К.Д. Ушинский совершил отнюдь не метафорическое «открытие Америки», исследовав развитие независимого общественного образования. Он подробно описал, как в XIX в. городские общины в США по собственной инициативе собирают средства на создание школ и колледжей, на оплату преподавательской деятельности учителей. Утверждая, что Россия ни в чем так не нуждается, как в народных учителях, К.Д. Ушинский призывал их профессионально готовить в учительских семинариях. Для подготовки педагогов с высшим образованием великий ученый рекомендовал учредить при университетах педагогические факультеты. Он писал: если у нас есть медицинские факультеты и нет педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием. Если педагог хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должен, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях, чему адекватен антропологический факультет. При этом педагогия есть только искусство, правда, самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств, опирающееся на множество обширных и сложных наук, но само все же не наука. Науки дают только материал педагогу, которому приходится действовать в бесконечно разнообразных обстоятельствах, имея дело с весьма разными натурами [ 7].

    Проблема второй половины ХIХ в.: кто станет основателем системы педагогического образования – государство, как в Европе, или общество, как в США? Чтобы перехватить инициативу, Министерство народного просвещения стало весьма неспешно организовывать сеть государственных учительских семинарий. Вновь созданное педобразование было на сей раз отделено от университетов, его как бы «сверху» прикрепили к среднему образованию. Четырехлетнее обучение в семинарии учителей начальной школы включало специальные предметы: педагогику и методику словесности и арифметики. Двухгодичная подготовка на педагогических курсах при высших начальных училищах и прогимназиях считались достаточной для выпускников, признанных способными к учительскому поприщу. Впервые в России стали готовить учительниц: в закрытых средних учебных заведениях оставляли пепиньерок – способных выпускниц для педагогического поприща. Педагогические классы создали при женских гимназиях и епархиальных училищах для дочерей духовенства. В 1870-х гг. возникли Петербургская земская учительская школа, с четырехлетним (а с 1905 г. шестилетним) курсом обучения, и Тверская женская учительская школа имени П.П. Максимовича (будущий Тверской пединститут).

        В 1870-е гг. правительство организовало Учительские институты вновь закрытого типа, с трехлетним курсом профессиональной подготовки для высших начальных училищ. Строгий надзор за учащимися, суровая изоляция контингента, гнетущая атмосфера наушничества напоминала иезуитские коллежи. Немногочисленные выпускники полутора десятков этих институтов не могли удовлетворить потребности страны в педагогах. Историко-филологические институты в Петербурге (1867) и Нежине (1875), способствовали решению проблемы подготовки учителей древних и новых языков, словесности, истории, географии. Насильственно внедряемый принцип сословности стал анахронизмом, тормозом развития системы образования и всей страны в целом. Недоброй памяти циркуляр о «кухаркиных детях» (1887) содержал распоряжение министра И.Д. Делянова, рекомендовавший ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т.п. людей, детей коих, за исключением одаренных необыкновенными способностыми, вовсе не следует выводить из среды, коей они принадлежат» [цит. по 5, с. 218].

    Контрреформы в конце ХIХ в. привели к хроническому кризису всей системы народного просвещения, перепись населения 1897 г. показала катастрофическую неграмотность 79% населения, преимущественно сельского. Одной из причин кризиса было господство в министерстве просвещения традиционной концепции сословности образования, при котором «низшее» (начальное) образование могли получить «низы» общества, среднее – представители средних слоев, а высшее – только аристократия. Казенные пединституты не могли преодолеть острый дефицит подготовки учителей: бюрократизация целей и содержания образования выражалась в традиционном формализме, заорганизованности процесса обучения, перегруженности учебных планов многочисленными дисциплинами, нацеленными на «классицизм» [1, с. 121].

    Кризисные ситуации в развитии системы образования парадоксальным образом способствуют проявлению интеллектуальной активности, общественно-педагогическое движение начинает приобретать конструктивный характер, создаются концепции, разрабатываются планы преобразований. В начале XX в. проблема педагогического образования становится одной из важнейших в жизни нашей страны, на страницах печати разворачивается дискуссия о формах и методах подготовки учителя.

     

    Литература:

    1. Князев Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII- нач. ХХ вв. М., 2001.

    2. Устав народных училищ // Хрестоматия по истории педагогики. В 5 т. Т. 4.Ч. 1. М., 1938. С. 162—165

    3. Знаменитые россияне XVIII-XIX вв., СПб, 1996.

    4. Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института 1828-1859. СПб., 1859.

    5. Князев Е.А. Русское образование: персоналии  (IX - XX вв.), LAP, Lambert Academic Publishing, 2012 .

    6.  Ушинский К.Д.  Проект   учительской  семинарии. Избр. пед. соч. в 2-х томах, т.2, М., 1974.

    7. Ушинский К.Д. Собр. соч., т. 8, М. – Л., 1950, с. 23.



    А.А.Черный


    Вместе с этой статьей читают:

    27 Апреля 2016 15:53

  • Куда поступить на фармацевта в Москве. Обзор колледжей и ВУЗов
  • Куда поступить на фармацевта в Москве. Обзор колледжей и ВУЗов
    Существует ошибочное мнение, что продавец в аптеке – это просто человек в белом халате. На самом деле, для этой работы необходимо высшее или среднее фармацевтическое образование....
    26 Июня 2015 14:49

  • Технические ВУЗы Москвы
  • Технические ВУЗы Москвы
    Современные выпускники стремятся получить престижное образование, которое ценилось бы не только в России, но и за рубежом....
    07 Апреля 2015 10:23

  • Написание диплома по экономике
  • Написание диплома по экономике
    Подготовка экономического диплома имеет целый ряд особенностей. Если студент заинтересован в том, чтобы хорошо защититься, он должен будет четко спланировать свое время и поэтапно выполнять все задачи....
    06 Марта 2015 17:27

  • Вопросы обучения за рубежом в Англии
  • Вопросы обучения за рубежом в Англии
    Именно образование Англии стоит на третьем месте по качеству после американского и швейцарского. Такое образование, которое осуществляется в Англии достаточно дорогое, и не каждый житель этой страны может себе его позволить. Именно по этой причине очень...
    18 Февраля 2015 12:30

  • Несколько советов о том, как правильно выбрать ВУЗ.
  • Несколько советов о том, как правильно выбрать ВУЗ.
    Многие молодые люди, в силу своего возраста и неопытности, бывают очарованы каким-то определенным вузом, даже не обладая достаточным количеством информации об этом учебном заведении и о том, насколько данный вуз подходит именно им в получении необходимого образования....
    30 Декабря 2014 09:06

  • Всё своё ─ ношу. Взгляд в будущее с молодыми разработчиками носимых устройств
  • Оказывается, улицы городов могут иметь совсем другое лицо: чистое и не испещренное рекламными баннерами. А тексты можно писать движениями рук в воздухе! Это становится возможным благодаря электронным устройствам, призванным упростить наш быт и сделать жизнь лучше. А сами такие устройства становятся всё удобнее....
    29 Октября 2014 14:54

  • Рособрнадзор провел мониторинг готовности вузов к приемной кампании 2015 года.
  • Согласно действующему законодательству, регламентирующего проведение приемной кампании следующего года, образовательные организации не позднее 1 октября 2014 года должны разместить информацию о правилах приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам обучения, утвержденные организацией самостоятельно.
    Представляем список организаций, не обеспечивших готовность к приемной кампании 2015 года...
    29 Октября 2014 12:04

  • Высшее образование – счастье или обуза?
  • Перед большинством абитуриентов, поступающих в вузы, встает непростой выбор: пойти учиться той специальности, которая зовет душу и сердце (художник, психолог, стилист), или послушать советы родителей, убежденных, что стабильная работа светит только людям, получившим «серьезную» профессию инженера пищевой промышленности или бухгалтера....
    28 Апреля 2014 17:30

  • Британское образование в Москве для выпускников 8 и 9 классов – реальность!
  • Британское образование в Москве для выпускников 8 и 9 классов – реальность!
    В Москве  более  20 лет работает Британский банковско-финансовый колледж — ББФК, который предлагает уникальную возможность российским школьникам, студентам и молодым профессионалам получить британское образование за оче...
    03 Марта 2014 13:47

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования отозвала лицензии более чем у ста учебных заведений
  • Для оказания помощи абитуриентам и выпускникам текущего года в принятии решения о выборе высшего учебного заведения, в котором можно продолжить обучение, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предоставила перечень образовательных учреждений высшего образования и их филиалов, чьи лицензии на образовательную деятельность исключены из реестра лицензий с 1 сентября 2013 по 27 февраля 2014 годов. ...

    Вы находитесь тут: Главная -> Статьи об образовании -> Развитие педагогического образования в России: начальный этап
    НазадВверхВпередНа домашнюю
    Портал об образовании Copyright © "ИЛОСВЕТ", 2003-2016
    Рейтинг@Mail.ru образовательного сайта ВСЕОБУЧ Яндекс цитирования
    Размещение рекламы на сайте: тел. (499) 404·22·52, e-mail: info@edu-all.ru