на главную страницу Портала ВСЕОБУЧ
   
Добавить в избранное

Написать нам

Реклама на сайте
детские
сады
школы колледжи вузы курсы частные
объявления
на главную страницу Портала ВСЕОБУЧ

Поиск:

  • ВСЕОБУЧ Top50
  • Детские сады
  • Школы
  • Колледжи
  • Вузы
  • Курсы
  • Частное
  • Метропоиск
  • Геральдика
  • Пресса:

  • Статьи об образовании
  • Архив новостей
  • Общение:

  • Всем про всех
  • Улыбнитесь
  • Форум
  •  

  • Реклама на сайте
  • Регистрация на сайте:

    имя/логин:

    пароль:


    зарегистрироваться

    Статьи и заметки об образовании, школах, ВУЗах

    Главная -> Статьи об образовании -> Экологическое образование для устойчивого развития
    НазадВнизВпередНа домашнюю  

    Экологическое образование для устойчивого развития


    (опыт Международного независимого эколого-политологического университета)

       В 1992 г. на волне демократических устремлений возник первый в нашей стране экологический вуз - Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ). В государственных учебных заведениях экологическое образование к тому времени значительно отстало от требований современности - специалистов по охране окружающей среды тогда готовили только в рамках традиционных направлений: биологии, географии, химии, геологии, техники. В середине 90-х гг. была ос-нована для инженерных вузов специальность - "Охрана окружающей среды". Однако решение многочис-ленных экологических проблем требовало универсальных специалистов, достаточно хорошо разбирающих-ся как в естественно-научных, так и в социально-экономических вопросах. Инженерных подходов было яв-но недостаточно для этого.
       В западных университетах в 80-х гг. уже готовили кадры по интегральной про-грамме, получившей название "Environmental Studies", и они пользовались большим спросом. В России также сформировался спрос на профессионалов экологов-управленцев. В конце 80-х гг. было создано Ми-нистерство охраны окружающей среды и природных ресурсов с обширной сетью своих подразделений - Комитетов по экологии во всех субъектах федерации, городах и районах.
       Сотрудники комитетов должны в каждом проекте, подаваемом на согласование, уметь грамотно оценить степень экологической опасности. Они принимают в расчет: особенности строи-тельного воздействия на природу, различные виды загрязнения окружающей среды, экологические связи в сообществах, сложные отдаленные последствия хозяйственной деятельности, в том числе и на здоровье са-мих людей. Экологи-управленцы ответственны за определение требований по экологической безопасности. Они осуществляют контроль воздействия на природу и человека. В конечном счете, именно от них зависит правильный расчет нагрузки на биосферу, а значит и сохранение самой жизни на Земле.
       Для достижения такой цели экологам мало получить знания по биологии. Они должны обладать широтой комплексного видения биосферных процессов, включая знания о круговороте веществ и энергии в биосфере, для того чтобы правильно определять предел допустимого воздействия на природу при добыче полезных ископаемых, строительстве заводов и городов, работе заводов и электро-станций, производстве продуктов питания в сельском хозяйстве и даже при отдыхе людей на курортах.
       Экологи-управленцы должны профессионально использовать существующее за-конодательство и разрабатывать новые законы для того, чтобы разработанные ими нормы и правила приро-допользования соблюдались повсеместно. Они должны использовать экономические рычаги воздействия на предпринимателей, чтобы направлять их деятельность по безопасному для природы и человека направле-нию.
       Экологам приходится много общаться, понимая при этом социальные и психоло-гические мотивы различных групп населения. Наконец, именно экологи могут лучше кого бы то ни было разъяснить остальным людям почему им необходимо беречь природу и какой опасности они подвергают себя и окружающих, не думая о последствиях своих повседневных действий.
       МНЭПУ в числе самых первых начал подготовку экологов-управленцев в нашей стране. На шести факультетах МНЭПУ - экологическом, политологическом, экономическом, юридическом, бизнеса, лингвистики собрались талантливые преподаватели, ученые, выдающиеся организаторы, полити-ки, мыслители.
       Первым президентом МНЭПУ стал один из выдающихся мыслителей нашего времени с мировым именем академик Никита Николаевич Моисеев. В 80-ые он возглавил работу выдающегося коллектива ученых, создавших сложную математическую модель возможных последствий для биосферы ядерной войны, которая помогла политикам осознать всю бесперспективность наращивания арсеналов атомного оружия и гонки вооружения. Никита Николаевич с воодушевлением воспринял стрем-ление интеллигенции к демократизации государственного устройства в нашей стране, и в то же время од-ним из первых ясно распознал опасную тенденцию подмены высоких демократических идеалов банальной гонкой за передел собственности и крушения культурных традиций России. Никита Николаевич написал за время работы в МНЭПУ пожалуй самые выдающиеся свои произведения, насквозь пронизанные высокой гражданственностью и стремлением предостеречь потомков от коварных ошибок реформаторства. Нет ни одного факультета в нашем университете, которые в той или иной степени не испытали благородного влия-ния выдающегося мыслителя и ученого.
       Другой выдающийся ученый - Николай Федорович Реймерс был одним из главных идейных основателей университета. Биолог по своей основной специальности, Николай Федо-рович прославился в течение 80-х гг. своей незаурядной эрудицией. Именно он создал энциклопедические словари-справочники по экологии и природопользованию, и именно он призывал к тому, чтобы начать под-готовку специалистов-экологов управленческого склада, прекрасно понимая важность синтеза естествен-ных и гуманитарных наук для действенного решения экологических проблем и предотвращения глобально-го экологического кризиса. Н.Ф.Реймерс не стал политиком или администратором, но в своих многочис-ленных детальных статьях в популярных журналах, он, как никто другой, способствовал распространению экологической грамотности самой высокой пробы. У Николая Федоровича были грандиозные планы подго-товки специалистов экологов, но к великому сожалению в первый же год существования МНЭПУ его не стало. Однако остались его коллеги.
       Сама идея подготовки экологов привлекла многих талантливых ученых, которые возглавили кафедры экологического факультета. Среди них один из первых популяризаторов в нашей стра-не идей охраны природы - Вадим Васильевич Дежкин - заведующий кафедрой фундаментальной экологии и природопользования; Борис Борисович Прохоров - один из основателей "экологии человека" как научно-го направления, Михаил Масаович Судо в числе первых писал о геоэкологии. Нина Михайловна Чернова - автор первого в нашей стране отечественного учебника по экологии возглавила на экологическом факуль-тете биологическое направление. Профессор МГУ Георгий Андреевич Богдановский стал основателем ка-федры химической и техногенной экологии. Профессор МГУ - Николай Николаевич Марфенин возглавил факультет, привнеся свой опыт разработки содержания высшего экологического образования, накопленный в 80-ые гг. Со временем преподавательский коллектив экологического факультета еще более окреп и сейчас насчитывает почти 100 профессоров и преподавателей, среди которых 95% имеют научные звания.
       За 12 лет активной работы МНЭПУ стал лидером в области экологического обра-зования. Сейчас в России экологическую подготовку можно получить по трем основным направлениям: 1) естественно-научному; 2) инженерному; 3) охране труда.
       МНЭПУ специализируется в естественно-научном направлении, которое называ-ется "Экология и природопользование". В него входят три специальности: "Экология" (шифр по государственной классификации - 013100); "Природопользование" (013400); "Геоэкология" (013600).
       Эти специальности различаются в основном по объектам исследования. Специалист-эколог знает: как определяются допустимые нормативы нагрузки на природу, как оценить воздействие загрязнения и других видов хозяйственной деятельности на человека, животных и рас-тений, как провести экологическую экспертизу и многое другое. Должности экологов имеются на всех крупных производствах, на которых обычно имеются специализированные отделы или лаборатории эколо-гии.
        Специалист эколог-природопользователь востребован как в государ-ственных природоохранных ведомствах, так и в фирмах, занимающихся эксплуатацией природных ресур-сов или организующих отдых на природе (экологический туризм).
        Специалист-геоэколог более всего нужен в горнодобывающих компа-ниях, в их центральных офисах, где обязательно имеются экологические департаменты. Кроме того, в сфе-ру деятельности геоэколога входят все вопросы экологической безопасности при проведении строительных работ. В таких специалистах нуждаются также муниципалитеты, мэрии, правительства всех субъектов фе-дерации.
        По каждой специальности имеется множество специализаций, среди ко-торых: экологическая экспертиза, экологический аудит, экологический мониторинг, международное со-трудничество по охране окружающей среды, экологический туризм, управление рисками, ландшафтный дизайн, управление природопользованием, экологическое образование, экологический консалтинг, эколо-гическое просвещение и др.
       Программа обучения эколога отличается заманчивой широтой - в ней нет узкой специализации. Студенты постигают интересные науки: биологию и социологию, геологию и экономику, географию и юриспруденцию, экологию и психологию, метеорологию и педагогику. Само сочетание есте-ственно-научных и гуманитарных наук уникально. Экологу действительно надо хорошо разбираться как в природных процессах, так и особенностях государственного управления, международных отношениях, психологии личности.
       Экологи всех специальностей лучше всех знают чего надо опасаться в повседнев-ной жизни, как сделать ее безопаснее, как решить экологические проблемы, сохранив здоровье себе, своим близким и всем людям, готовым прислушаться к нашим рекомендациям. Экологи посвящают свою жизнь благородным целям сохранения всего богатства и красоты природы, развития гармоничных отношений ме-жду людьми. Эти цели близки всем людям на Земле, и поэтому экология в основе своей интернациональна. Сохраняя природу, оптимизируя природопользование, уменьшая загрязнение окружающей среды, мы де-лаем жизнь всех людей богаче и полноценнее.
       Обучение на экологическом факультете построено так, что с первого курса начинается постижение основ будущей специальности. На лекциях, семинарах, лабораторных работах, летом на полевой практике первокурсники узнают о том: как устроена биосфера и ее основные слагающие: атмосфера, гидросфера, литосфера; каким законам подчиняется жизнедеятельность растений, животных, микроорганизмов. Летняя практика проводится в форме экскурсий на природе в течение 5-6 не-дель.
       С первого курса студенты участвуют в научных кружках и конференци-ях, специально организованных для них. Наши студенты принимают участие и в других конференциях, проводимых в самых различных городах и вузах.
       Для облегчения адаптации вчерашних школьников к университетским нормам учебы в МНЭПУ широко используется рейтинговая система оценки знаний. Окончательная оценка по каждой учебной дисциплины слагается из нескольких, получаемых постепенно за выполнение контрольных работ, написание реферата и, наконец, сдачу зачета или экзамена. Благодаря рейтинговой сис-теме опытные методисты, контролирующие обучение каждого студента имеют возможность своевременно обнаружить недостатки в обучении и дать совет как с ними справиться.
       На втором курсе важное место в учебе занимает изучение химических и физических закономерностей жизнедеятельности, круговоротов веществ в природе. За этот год студенты познают: экологию человека, геоэкологию, природопользование. Завершает обучение на втором курсе сле-дующая летняя практика, которая посвящена вопросам экологии и геоэкологии и также проходит в полевых условиях. По желанию студентов дополнительно устраиваются специальные научные экспедиции в самые интересные с экологической точки зрения места, как у нас в стране так и за рубежом.
       К третьему курсу студенты выбирают специальность и кафедру, по ко-торой они будут специализироваться. Всего на экологическом факультете 6 кафедр: биоэкологи; геоэкологии; фундаментальной экологии и природопользования; химической и техногенной экологии; экологии человека; экологической физики.    Студенты разделяются на несколько групп по 15 человек с учетом пожеланий.
       В течение третьего курса студенты изучают: социальную экологию, эко-номику природопользования, экологический мониторинг; курсы специализации по кафедрам и др. Между третьим и четвертым курсами кафедры устраивают раздельные практики своим студентам, во время кото-рых они собирают материал для курсовой работы четвертого курса или для диссертации бакалавра.
       На четвертом курсе, наряду с общефакультетскими дисциплинами (эко-логическое проектирование и экспертиза; техногенные системы и экологический риск; экологическое право и др.), увеличивается доля времени на специализацию по кафедрам. После четвертого курса студенты сда-ют Государственный экзамен и защищают свою первую квалификационную работу. По желанию эта работа может быть рассмотрена в качестве диссертации бакалавра. Государственный диплом бакалавра принимается и у нас в стране и за рубежом в качестве документа о высшем образовании. После получения звания бакалавра можно устраиваться на работу, или поступать в магистратуру. Однако большинство сту-дентов предпочитает продолжать обучение на факультете. Летом они проходят производственную практи-ку, за время которой набирают материал для своей будущей дипломной работы.
       На пятом курсе учебная программа состоит в основном из дисциплин специализации. Много времени приходится уделять выпускной квалификационной работе, которая защи-щается перед Государственной аттестационной комиссией, после чего выпускники получают диплом о высшем образовании по выбранной специальности, который дает им право профессионального трудоуст-ройства или продолжения учебы в аспирантуре.
       При факультете имеется своя аспирантура, хотя выпускники имеют воз-можность поступать в аспирантуру любого вуза или академического института.
    +     Трудоустройство выпускников в первую очередь зависит от их целеуст-ремленности и желания работать в выбранном направлении. Хотя в настоящее время давно уже в нашей стране прекратилась практика распределения выпускников на работу, МНЭПУ помогает своим питомцам другим способом. С третьего курса каждому студенту предоставляется возможность специализации, выбора руководителя и темы, знакомства с будущей профессии. Опытные руководители помогают быстро освоить-ся в профессиональной сфере и проявить свои способности с самой положительной стороны. Именно это и является главной гарантией дальнейшего успеха в деловой жизни и карьерного роста.
       Наши выпускники могут найти работу не только в России, но и за рубежом. Учебные программы подготовки бакалавров и специалистов построены с учетом аналогичных образова-тельных программ в европейских и американских университетах.
       Кроме разнообразных профессиональных и фундаментальных учебных дисцип-лин для экологов очень важно свободно владеть компьютером и иностранными языка-ми. Современный специалист-эколог, геоэколог или природопользователь всегда учитывает междуна-родный опыт, умеет самостоятельно написать научную или популярную статью, статистически обработать количественные данные, воспользоваться современными достижениями геоинформационных систем, про-вести моделирование с помощью доступных компьютерных программ.
       За 12 лет работы МНЭПУ получил широкое признание среди университетов клас-сического типа благодаря своим достижениям и высокому качеству обучения. Мобильность негосударст-венного вуза позволила своевременно откликнуться на меняющийся спрос рынка труда подготовкой кадров по востребованным специальностям и самым современным специализациям. МНЭПУ привлек многих та-лантливых ученых, преподавателей, специалистов-практиков, раскрыв перед ними возможность реализации своих профессиональных устремлений.
       Благодаря своим международным связям и ориентации на самый пере-довой опыт МНЭПУ стал равным и в ряду признанных иностранных университетов. Партнерами МНЭПУ являются Букингемский университет в Великобритании, Бернский университет в Швейцарии, Университет Карлсруэ в Германии, Университеты город Ниш и Нови-Сад в Югославии, Институт ТЕРИ в Индии и ряд других.
       Множество оригинальных книг, учебников, научных и популярных статей напи-сано нашими сотрудниками за эти годы. Созданное МНЭПУ издательство прославилось выпуском учебной литературы. Именно МНЭПУ поддержал инициативный проект "Россия в окружающем мире", в результате осуществления которого каждый год, начиная с 1998 г. в свет выходит уникальный труд - аналитический ежегодник под тем же названием, ознакомиться с которым можно на сайте:
    www.eco-mnepu.narod.ru

       На другом сайте (www.mnepu.ru) можно получить более полную информацию, как об экологическом факультете, так и о программах обучения, кафедрах, преподавателях, студенческой активности, новостях университетской жизни.
    Мы рады будем познакомиться с Вами, поделиться своими достижениями, узнать о Ваших возможностях и идеях для того, чтобы с каждым годом жизнь в нашей стране становилась лучше, безопаснее, интереснее; для того, чтобы силы добра, активного созидания и справедливости укреплялись. В этом главная задача подготовки квалифицированных специалистов в нашем университете.



    Декан экологического факультета МНЭПУ
    профессор, доктор биологических наук Н.Н.Марфенин
    12 апреля 2004 г.

     



    Александр Кузьменко


    Вместе с этой статьей читают:

    27 Апреля 2016 15:53

  • Куда поступить на фармацевта в Москве. Обзор колледжей и ВУЗов
  • Куда поступить на фармацевта в Москве. Обзор колледжей и ВУЗов
    Существует ошибочное мнение, что продавец в аптеке – это просто человек в белом халате. На самом деле, для этой работы необходимо высшее или среднее фармацевтическое образование....
    26 Июня 2015 14:49

  • Технические ВУЗы Москвы
  • Технические ВУЗы Москвы
    Современные выпускники стремятся получить престижное образование, которое ценилось бы не только в России, но и за рубежом....
    07 Апреля 2015 10:23

  • Написание диплома по экономике
  • Написание диплома по экономике
    Подготовка экономического диплома имеет целый ряд особенностей. Если студент заинтересован в том, чтобы хорошо защититься, он должен будет четко спланировать свое время и поэтапно выполнять все задачи....
    06 Марта 2015 17:27

  • Вопросы обучения за рубежом в Англии
  • Вопросы обучения за рубежом в Англии
    Именно образование Англии стоит на третьем месте по качеству после американского и швейцарского. Такое образование, которое осуществляется в Англии достаточно дорогое, и не каждый житель этой страны может себе его позволить. Именно по этой причине очень...
    18 Февраля 2015 12:30

  • Несколько советов о том, как правильно выбрать ВУЗ.
  • Несколько советов о том, как правильно выбрать ВУЗ.
    Многие молодые люди, в силу своего возраста и неопытности, бывают очарованы каким-то определенным вузом, даже не обладая достаточным количеством информации об этом учебном заведении и о том, насколько данный вуз подходит именно им в получении необходимого образования....
    30 Декабря 2014 09:06

  • Всё своё ─ ношу. Взгляд в будущее с молодыми разработчиками носимых устройств
  • Оказывается, улицы городов могут иметь совсем другое лицо: чистое и не испещренное рекламными баннерами. А тексты можно писать движениями рук в воздухе! Это становится возможным благодаря электронным устройствам, призванным упростить наш быт и сделать жизнь лучше. А сами такие устройства становятся всё удобнее....
    29 Октября 2014 14:54

  • Рособрнадзор провел мониторинг готовности вузов к приемной кампании 2015 года.
  • Согласно действующему законодательству, регламентирующего проведение приемной кампании следующего года, образовательные организации не позднее 1 октября 2014 года должны разместить информацию о правилах приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам обучения, утвержденные организацией самостоятельно.
    Представляем список организаций, не обеспечивших готовность к приемной кампании 2015 года...
    29 Октября 2014 12:04

  • Высшее образование – счастье или обуза?
  • Перед большинством абитуриентов, поступающих в вузы, встает непростой выбор: пойти учиться той специальности, которая зовет душу и сердце (художник, психолог, стилист), или послушать советы родителей, убежденных, что стабильная работа светит только людям, получившим «серьезную» профессию инженера пищевой промышленности или бухгалтера....
    28 Апреля 2014 17:30

  • Британское образование в Москве для выпускников 8 и 9 классов – реальность!
  • Британское образование в Москве для выпускников 8 и 9 классов – реальность!
    В Москве  более  20 лет работает Британский банковско-финансовый колледж — ББФК, который предлагает уникальную возможность российским школьникам, студентам и молодым профессионалам получить британское образование за оче...
    03 Марта 2014 13:47

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования отозвала лицензии более чем у ста учебных заведений
  • Для оказания помощи абитуриентам и выпускникам текущего года в принятии решения о выборе высшего учебного заведения, в котором можно продолжить обучение, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предоставила перечень образовательных учреждений высшего образования и их филиалов, чьи лицензии на образовательную деятельность исключены из реестра лицензий с 1 сентября 2013 по 27 февраля 2014 годов. ...

    Вы находитесь тут: Главная -> Статьи об образовании -> Экологическое образование для устойчивого развития
    НазадВверхВпередНа домашнюю
    Портал об образовании Copyright © "ИЛОСВЕТ", 2003-2016
    Рейтинг@Mail.ru образовательного сайта ВСЕОБУЧ Яндекс цитирования
    Размещение рекламы на сайте: тел. (499) 404·22·52, e-mail: info@edu-all.ru