на главную страницу Портала ВСЕОБУЧ
   
Добавить в избранное

Написать нам

Реклама на сайте
детские
сады
школы колледжи вузы курсы частные
объявления
на главную страницу Портала ВСЕОБУЧ

Поиск:

  • ВСЕОБУЧ Top50
  • Детские сады
  • Школы
  • Колледжи
  • Вузы
  • Курсы
  • Частное
  • Метропоиск
  • Геральдика
  • Пресса:

  • Статьи об образовании
  • Архив новостей
  • Общение:

  • Всем про всех
  • Улыбнитесь
  • Форум
  •  

  • Реклама на сайте
  • Регистрация на сайте:

    имя/логин:

    пароль:


    зарегистрироваться

    Статьи и заметки об образовании, школах, ВУЗах

    Главная -> Статьи об образовании -> Рейтинг Webometrics: мировые вузы в виртуальном пространстве.
    НазадВнизВпередНа домашнюю  

    Рейтинг Webometrics: мировые вузы в виртуальном пространстве.


     

    В настоящее время наблюдается рост популярности глобальных рейтингов вузов. Это приводит, в свою очередь, к появлению новых глобальных рейтингов. В частности, в ноябре 2007 года на третьей встрече Международной экспертной группы по ранжированию (IREG) наряду с авторитетными в международном академическом сообществе "шанхайским" (ARWU-500) и "таймсовским" (QS-THES-200) был представлен рейтинг Webometrics. В отличие от ARWU-500 и QS-THES-200 этот рейтинг формируется по критериям наполняемости, степени поддержки и популярности веб-сайтов вузов.

    Рейтинг с 2004 года готовит лаборатория Cybermetrics Lab, входящая в национальный Центр информации и документации (Centro de Informaci?n y Documentaci?n, CINDOC) при Высшем совете по научным исследованиям Испании. Лаборатория специализируется в измерениях научной активности ("наукометрии") университетов, а также исследовательских организаций и учреждений.

    По утверждениям представителей Cybermetrics Lab, основная цель этого рейтинга состоит не в ранжировании университетов (и, надо полагать, публичном обсуждении самого рейтинга), а в поддержке инициатив лаборатории по открытию информации, обеспечению доступа широкого круга веб-пользователей к научным публикациям, результатам исследовательской деятельности. Однако выработанные в ходе работ веб-индикаторы оказались полезными и для ранжирования университетов, причем этому рейтингу международное академическое сообщество оказывает большее доверие, чем рейтингам, построенным на основе статистики посещений сайтов университетов.

    По мнению разработчиков рейтинга, веб-индикаторы позволяют создать более полную картину деятельности ППС и исследователей университетов, чем обычные методы измерения их исследовательской активности (в первую очередь, имеются в виду индексы цитирования статей, размещаемых в наиболее авторитетных научных журналах). Составляемый Cybermetrics Lab рейтинг отражает в основном исследовательскую активность университетов, активность по публикации результатов исследовательских работ на официальных сайтах университетов, а также развитость сетевых научных коммуникаций исследователей и ППС. Для составления рейтинга используются четыре показателя:

    1. Size (S) - число страниц сайта, покрываемых поисковыми системами Google, Yahoo, Live Search и Exalead (российские поисковые системы, такие как Yandex, Rambler и др. не принимаются во внимание!). Значение показателя числа страниц официального сайта вуза, найденных с помощью каждой поисковой системы, нормируется на 1 по всем исследуемым университетам, после этого показатели по четырем поисковым системам суммируются. Вес показателя S в суммарном рейтинговом значении равен 0.25.

    2. Visibility (V) - число уникальных внешних ссылок на страницы сайта университета через поисковые системы Yahoo Search, Live Search и Exalead (главная поисковая машина Google припасена для другого веб-индикатора!). Значения показателя по каждой поисковой системе нормируется на 1, после этого показатели по трем поисковым системам суммируются. Вес показателя V в суммарном рейтинговом значении равен 0.5.

    3. Rich Files (R) - число размещенных на сайте файлов с данными (файлы публикаций результатов исследований и научных работ). Подсчитывается число файлов четырех форматов: Adobe Acrobat (.pdf), Adobe Postscript (.ps), Microsoft Word (.doc), Microsoft PowerPoint (.ppt). По каждому типу файлов подсчитывается отдельный показатель, значения которого нормируются на 1, после этого показатели по каждому типу файлов суммируются. Вес показателя R в суммарном рейтинговом значении равен 0.125.

    4. Scholar (Sc) - число страниц и ссылок на сайт вуза, полученных с использованием специализированной (для поисков научных трудов, представителей научного сообщества и т.п.) поисковой машины Google Scholar. Подсчитывается число размещенных на сайте вуза материалов и ссылок на сайт вуза, нормированных на 1. Вес показателя Sc в итоговом рейтинговом значении равен 0.125.

    По каждому показателю составляется отдельная ранжировка, после чего ранги университета складываются с учетом весовых коэффициентов по следующей формуле:

    Q = 4*V + 2*S + 1*R + 1*Sc, где

    Q - значение результирующего показателя (рейтинга) вуза,
    V = Visibility - ранг вуза по числу уникальных внешних ссылок на страницы сайта,
    S = Size - ранг вуза по числу страниц сайта, покрываемых поисковыми системами,
    R = Rich Files - ранг вуза по числу "ценных" файлов, размещенных на сайте
    Sc = Scholar - ранг вуза по числу страниц и ссылок на сайт вуза, обеспечиваемых специализированной поисковой машиной.

    Чем меньше значение показателя Q (суммы рангов), тем выше итоговое место конкретного вуза в рейтинге. Если значения показателя Q для некоторых вузов совпадают, то таким вузам присваивается одинаковый ранг. В итоговый рейтинг Webometrics включено около 4000 университетов мира, при этом проанализированы сайты 13000 университетов. По каждому вузу представлены порядковый номер, его название, страна принадлежности, ранговые значения четырех веб-индикаторов. Рейтинг Webometrics обновляется в феврале и августе каждого календарного года.

    В табл.1 приведены сводные показатели числа вузов некоторых стран в Топ-10, Топ-20, Топ-50, Топ-100, Топ-200, Топ-300, Топ-400 и Топ-500 августовского рейтинга 2007 г. (такой выбор позволяет сравнить результаты этого рейтинга с результатами "таймсовского" и "шанхайского" рейтингов).

    Таблица 1. Распределение числа университетов рейтинга Webometrics по странам

    #rt1 {background-color:#99ffcc;} #rt2 {background-color:#ffff99;} Ранг Страна Tоп-10 Топ-20 Топ-50 Топ-100 Топ-200 Топ-300 Топ-400 Топ-500 1 США 10 20 42 68 105 137 169 192 2 Великобритания - - 3 4 11 15 27 39 3 Канада - - 2 8 15 22 23 27 4 Швейцария - - 1 2 4 6 6 7 5 Норвегия - - 1 2 3 3 4 4 6 Финляндия - - 1 1 1 3 6 7 7 Германия - - - 4 19 35 42 51 8 Швеция - - - 3 5 8 9 10 9 Австрия - - - 2 2 2 4 5 10 Нидерланды - - - 1 8 9 9 10 11 Австралия - - - 1 6 8 12 15 12 Япония - - - 1 3 6 9 12 13 Дания - - - 1 2 3 3 5 14 Тайвань - - - 1 1 2 5 7 15 Мексика - - - 1 1 1 1 2 16 Испания - - - - 2 6 12 22 17 Италия - - - - 2 4 9 11 18 Чехия - - - - 2 3 3 4 19 Гонконг - - - - 2 2 3 5 20 Бельгия - - - - 1 3 5 5 21 Израиль - - - - 1 3 4 4 22 Бразилия - - - - 1 3 3 5 23 Китай - - - - 1 2 4 5 24 Сингапур - - - - 1 1 1 2 25 Россия - - - - 1 1 1 1 26 Франция - - - - - 4 7 12 27 Португалия - - - - - 1 3 6 28 Венгрия - - - - - 1 2 3 29 Греция - - - - - 1 2 2 29 Новая Зеландия - - - - - 1 2 2 29 Южная Корея - - - - - 1 2 2 32 Исландия - - - - - 1 1 1 32 Чили - - - - - 1 1 1 34 Аргентина - - - - - - 1 1 34 Словения - - - - - - 1 1 34 Эстония - - - - - - 1 1 34 Южная Африка - - - - - - 1 1 38 Ирландия - - - - - 1 2 4 39 Польша - - - - - - - 3 40 Турция - - - - - - - 2 41 Сербия - - - - - - - 1

    Как и в других глобальных рейтингах, ведущие места в рейтинге Webometrics занимают университеты США. При этом отрыв от других стран более заметен по сравнению "таймсовским" и "шанхайским" рейтингами: в число первых 20 вузов мира по веб-индикаторам входят только американские университеты. Как и в других рейтингах, Великобритания занимает условное второе место. Широко представлены в Топ-500 рейтинга Webometrics вузы из Канады (27 вузов), Германии (51 вуз) и Испании (22 вуза).

    Россия занимает в рассматриваемом рейтинге условное 25-ое место с единственным университетом в Топ-200, Топ-300, Топ-400 и Топ-500 - Московским государственным университетом им.М.В.Ломоносова, разделившим 150-ое место в рейтинге Webometrics с Оклахомским университетом.

    Разработчиками рейтинга анализировались сайты 477 российских вузов, в августовский рейтинг 2007 года попали 69 вузов из России. В табл.2 приведены места в рейтинге Webometrics первых 20 российских вузов.

    Таблица 2. Места первых 20 российских вузов в рейтинге Webometrics.

    Наименование вуза Место Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова 150 Московский физико-технический институт (государственный университет) 799 Новосибирский государственный университет 815 Санкт-Петербургский государственный университет 900 Государственный университет - Высшая школа экономики 935 Томский государственный университет 1076 Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина 1268 Алтайский государственный университет 1347 Красноярский государственный университет[1] 1359 Уральский государственный университет им.А.М.Горького 1387 Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана 1437 Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики 1448 Московский инженерно-физический институт (государственный университет) 1539 Российский университет дружбы народов (2 раза) 1632/2836 Пермский государственный университет 1734 Тамбовский государственный технический университет 1773 Томский политехнический университет 1810 Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского 1921 Иркутский государственный университет 1926 Удмуртский государственный университет 1964
    [1] Вошел в состав Сибирского федерального университета в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2006 года № 1518-р.

    Довольно скромные результаты, демонстрируемые российскими вузами в виртуальном пространстве, имеют вполне объяснимые причины.

    Во-первых, в России практически отсутствует серьезное отношение к самому понятию "официальный сайт вуза". Поэтому десятки сайтов из анализировавшихся 477 сайтов российских вузов не имеют зарегистрированного домена второго уровня в зоне ru и "ютятся" в региональных и городских сетях (особенно это заметно в Иркутской области - irk.ru), в образовательной сети ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" edu.ru и даже в сети narod.ru.

    В частности, Российский университет дружбы народов (РУДН) дважды представлен в рейтинге Webometrics - на 1632-ом месте находится сайт pfu.edu.ru, на 2836-ом месте находится сайт rudn.ru. Главные страницы обоих сайтов идентичны, но понятие официального, надо полагать, применимо к сайту rudn.ru.

    Сайт Обнинского государственного университета атомной энергетики (ИАТЭ) "спрятан" в городском сайте (iate.obninsk.ru). Официальный сайт крупного технического университета целесообразно размещать на втором уровне национальной зоны, даже несмотря на отличный дизайн, удобную навигацию, высокое качество контента городского сайта.

    Сайт Омского государственного университета (3907-ое место в рейтинге Webometrics) кроме официального адреса omsu.ru имеет еще два неофициальных - omsu.omskreg.ru и univer.omsk.su. При этом разработчики рейтинга проанализировали как раз последний сайт, который, судя по адресу, не является официальным.

    В результате, складывается впечатление, что руководство вузов не уделяет должного внимания созданию, поддержке и развитию официальных сайтов: руководители вузов не проявляют настойчивости в регистрации имен второго уровня, а разместив сайт в одной из сетей (в первую очередь - в образовательной edu.ru), забывают о нем.

    Необходимо также менять структуру сайтов вузов, мотивировать сотрудников к активной деятельности в виртуальном пространстве. Основой структуры сайта вполне может быть кафедра: сотрудники кафедр могут постоянно генерировать новую информацию, организовывать страницы кафедры оптимальным образом; затем страницы кафедр интегрируются в разделы факультетов и далее - наверх к порталу вуза.

    Во-вторых, большинство анализировавшихся сайтов российских вузов имеют лишь главную англоязычную страничку. В то же время для эффективной работы глобальных поисковых систем необходимо иметь уже не просто англоязычные странички, а англоязычные (в первую очередь) полные аналоги сайтов, а также развивать страницы на других мировых языках.

    Следует отметить, что некоторые сибирские (в частности, томские) и дальневосточные вузы разместили на своих сайтах и страницы на китайском языке, что повысило их популярность в международном сообществе. Что касается томских вузов, то они находятся под пристальным вниманием региональной власти, которая всячески поощряет процессы развития университетов. В частности, примечателен следующий прецедент: появление в рейтинге Webometrics Томского государственного университета летом 2007 года отмечено специальным пресс-релизом региональной администрации.

    В-третьих, на сайтах российских вузов практически не размещаются значительные архивы файлов с публикациями (так называемые "Rich Files"). Крупнейшие российские университеты располагают огромными запасами контента, по большей части неоцифрованного, не упорядоченного и мало доступного для сторонних пользователей.

    Руководство вузов должно активнее развивать электронные библиотеки собственного контента, т.к. интернет-публикации представляют собой оперативный выход на гораздо более обширные аудитории, чем специализированные научные журналы.

    Активное размещение результатов исследований сотрудников вузов на сайтах, организация навигации в электронных хранилищах знаний приведут к более продуктивной работе исследователей, к росту неформальных контактов исследователей разных университетов разных стран, что, несомненно, положительно отразится и на репутации российских вузов.

    По-видимому, российским исследователям следует также начать публиковать результаты своих исследований и на языке международного общения - английском, причем переводить не просто абстракты статей, а готовить полные тексты публикаций на английском. Это еще более увеличит коммуникации между исследователями всего мира и позволит ускорить интеграцию наших вузов в мировую систему образования и науки.

    Учитывая все вышесказанное, интересно привести мнение руководителя проекта Webometrics, г-на Isidro F. Aguillo из Центра научной информации и документации при Высшем совете по научным исследованиям Испании относительно мест в этом рейтинге российских вузов (цитируется по тексту И.Стерлигова "Самый дешевый способ помочь российской науке", opec.ru, 27.07.2007): "…По моему мнению, у России в Топ-100 должны быть, по крайней мере, два университета - Московский и Санкт-Петербургский. Сегодня они далеки от этого.
    Возможно, первая причина - недостаток контента, что удивительно, тем более если учесть, что это очень большие учреждения со множеством профессоров и студентов. Следует обязать все факультеты и исследовательские группы увеличить свое присутствие в сети, и, конечно, создать архивы публикаций.
    Вторая причина - недостаток английских текстов. В ее решении надо руководствоваться не формулой "английский вместо русского", а "английский плюс русский".
    Наконец, третья причина - недостаток внешних ссылок. Русским ученым надо завязывать больше контактов с учеными остального мира".

    Интернет организует жизнь и деятельность академического сообщества совершенно иным, отличным от складывавшегося веками образа: он дает возможность каждому представителю обеспечить глобальные и оперативные коммуникации, позволяет найти и развить каждому университету (кафедре, лаборатории, институту (факультету)) конкурентные преимущества.

    Следует отметить, что рейтинг Webometrics стал даже более значимым событием для академического сообщества, чем ожидали его составители: он не только фокусирует внимание на результатах научной деятельности, но и показывает глобальные процессы развития научных школ, исследовательских институтов и университетов. Кроме того, этот рейтинг оказывается более масштабным по сравнению с "шанхайским" и "таймсовским", поэтому картина развития мировых университетов, основанная на веб-индикаторах, оказывается более адекватной действительности.

    Независимое рейтинговое агентство "РейтОР"


    Александр Кузьменко


    Вместе с этой статьей читают:

    27 Апреля 2016 15:53

  • Куда поступить на фармацевта в Москве. Обзор колледжей и ВУЗов
  • Куда поступить на фармацевта в Москве. Обзор колледжей и ВУЗов
    Существует ошибочное мнение, что продавец в аптеке – это просто человек в белом халате. На самом деле, для этой работы необходимо высшее или среднее фармацевтическое образование....
    26 Июня 2015 14:49

  • Технические ВУЗы Москвы
  • Технические ВУЗы Москвы
    Современные выпускники стремятся получить престижное образование, которое ценилось бы не только в России, но и за рубежом....
    07 Апреля 2015 10:23

  • Написание диплома по экономике
  • Написание диплома по экономике
    Подготовка экономического диплома имеет целый ряд особенностей. Если студент заинтересован в том, чтобы хорошо защититься, он должен будет четко спланировать свое время и поэтапно выполнять все задачи....
    06 Марта 2015 17:27

  • Вопросы обучения за рубежом в Англии
  • Вопросы обучения за рубежом в Англии
    Именно образование Англии стоит на третьем месте по качеству после американского и швейцарского. Такое образование, которое осуществляется в Англии достаточно дорогое, и не каждый житель этой страны может себе его позволить. Именно по этой причине очень...
    18 Февраля 2015 12:30

  • Несколько советов о том, как правильно выбрать ВУЗ.
  • Несколько советов о том, как правильно выбрать ВУЗ.
    Многие молодые люди, в силу своего возраста и неопытности, бывают очарованы каким-то определенным вузом, даже не обладая достаточным количеством информации об этом учебном заведении и о том, насколько данный вуз подходит именно им в получении необходимого образования....
    30 Декабря 2014 09:06

  • Всё своё ─ ношу. Взгляд в будущее с молодыми разработчиками носимых устройств
  • Оказывается, улицы городов могут иметь совсем другое лицо: чистое и не испещренное рекламными баннерами. А тексты можно писать движениями рук в воздухе! Это становится возможным благодаря электронным устройствам, призванным упростить наш быт и сделать жизнь лучше. А сами такие устройства становятся всё удобнее....
    29 Октября 2014 14:54

  • Рособрнадзор провел мониторинг готовности вузов к приемной кампании 2015 года.
  • Согласно действующему законодательству, регламентирующего проведение приемной кампании следующего года, образовательные организации не позднее 1 октября 2014 года должны разместить информацию о правилах приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам обучения, утвержденные организацией самостоятельно.
    Представляем список организаций, не обеспечивших готовность к приемной кампании 2015 года...
    29 Октября 2014 12:04

  • Высшее образование – счастье или обуза?
  • Перед большинством абитуриентов, поступающих в вузы, встает непростой выбор: пойти учиться той специальности, которая зовет душу и сердце (художник, психолог, стилист), или послушать советы родителей, убежденных, что стабильная работа светит только людям, получившим «серьезную» профессию инженера пищевой промышленности или бухгалтера....
    28 Апреля 2014 17:30

  • Британское образование в Москве для выпускников 8 и 9 классов – реальность!
  • Британское образование в Москве для выпускников 8 и 9 классов – реальность!
    В Москве  более  20 лет работает Британский банковско-финансовый колледж — ББФК, который предлагает уникальную возможность российским школьникам, студентам и молодым профессионалам получить британское образование за оче...
    03 Марта 2014 13:47

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования отозвала лицензии более чем у ста учебных заведений
  • Для оказания помощи абитуриентам и выпускникам текущего года в принятии решения о выборе высшего учебного заведения, в котором можно продолжить обучение, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предоставила перечень образовательных учреждений высшего образования и их филиалов, чьи лицензии на образовательную деятельность исключены из реестра лицензий с 1 сентября 2013 по 27 февраля 2014 годов. ...

    Вы находитесь тут: Главная -> Статьи об образовании -> Рейтинг Webometrics: мировые вузы в виртуальном пространстве.
    НазадВверхВпередНа домашнюю
    Портал об образовании Copyright © "ИЛОСВЕТ", 2003-2016
    Рейтинг@Mail.ru образовательного сайта ВСЕОБУЧ Яндекс цитирования
    Размещение рекламы на сайте: тел. (499) 404·22·52, e-mail: info@edu-all.ru